Вклад литейщиков в создание танка Т-34, Н.В. Волох
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО»
Издательский дом «Литейное производство» выпускает два специализированных научно-технических журнала с периодичностью: «Литейное производство» – ежемесячно, «Металлургия машиностроения» – 1 раз в 2 месяца.
english version главная страница информация для рекламодателей заказать журналы
 
 
К Юбилею Великой Победы
Вклад литейщиков в создание танка Т-34
Н.В. Волох

(Источник: «Литейное производство» №5, 1990 г.)

С самого начала войны, летом 1941 г. гитлеровская армия неожиданно для себя встретилась с советскими танками Т-34, которые продемонстрировали свое превосходство над немецкими танками уже в боях у Днепра, Тулы, Орла и под Москвой. Советская промышленность к 22 июня 1941 г. выпустила 1225 танков Т-34.

Конструкторы, создавшие Т-34, обеспечили три основные характеристики: огневую мощь; броневую защиту и маневренность, которые и определили превосходные боевые качества новой машины. Крупнейший немецкий танковый командир Гудериан потребовал создать авторитетную комиссию и срочно направить ее на фронт для изучения захваченных Т-34.

От немецких войск с Восточного фронта поступило предложение скопировать Т-34 и выпустить в немецком варианте. Это предложение было отвергнуто, потому что «... германская промышленность была не способна в короткие сроки наладить массовое производство алюминиевого дизельного двигателя», – так писал английский журналист Д. Орджилл в своей статье «Танк Т-34 – танк Победы» («За рубежом»—1984, № 34.).

На танке Т-34 был установлен двенадцатицилиндровый дизельный двигатель В-2 мощностью 500 л. с, сконструированный еще в 1935 г. советскими инженерами Я. Викманом и Т. Чупахиным. Корпус двигателя был изготовлен из силумина, что уменьшило его массу и, соответственно, массу танка и этим обеспечило высокую удельную мощность двигателя. Модифицированный силумин обладал также большой прочностью и хорошими механическими характеристиками, необходимыми для работы в трудных полевых условиях.

Теперь мне хочется рассказать об истории создания новой отечественной технологии заливки и модифицирования силумина в электротиглях, которая в годы войны обеспечила бесперебойный выпуск дизелей для танков Т-34 и самолетов.

По зарубежной технологии, применяемой в США, Англии, Франции и Италии в 30-е годы, заливка и модифицирование силумина осуществлялись в графитовых тиглях. Эта технология была закуплена нами, и по ней работали тогда наши оборонные заводы. Графитовые тигли производились в Союзе на единственном заводе, в г., Луга под Ленинградом.

В 1936 г. на подмосковном авиационном заводе инженер-литейщик ЦНИИТмаша Фундатор В. И. изучал причины высокого брака силуминовых моторных отливок и занимался его устранением. В 1938 г. В. И. Фундатором совместно с И. Колобневым и Е. Неткиным была создана новая технология получения высококачественных отливок из силумина в электротиглях взамен графитовых. Новизна процесса защищена двумя авторскими свидетельствами (№ 57137 от 1937 г., № 64467 от 1942 г.).

Работы по внедрению в серийное производство электротнглей велись в 1938...1939 гг. Внедрение новой технологии, отличной от прежней, осуществлялось с большими трудностями. Порой военпреды отказывались принимать детали, изготовленные по этому процессу, не доверяя отечественному опыту.

За два года до войны В. И. Фундатор обратился к Председателю СНК СССР с предупреждением о том, в каком положении может оказаться оборонная промышленность по выпуску моторных отливок, ориентируясь на зарубежную технологию и единственный завод, производящий графитовые тигли. В 1940 г. указанные выше изобретения были признаны важными, имеющими оборонное значение и принято решение об их внедрении на оборонных предприятиях.

В первые дни войны немцы разбомбили единственный завод графитовых тиглей. В июле 1941 г. В. И. Фундатор был направлен па Уралмаш и ЧТЗ для скорейшего внедрения там новой технологии производства авиационных и танковых моторов. В сложнейших условиях перебазирования промышленности советские танкостроители сумели наладить массовое производство столь необходимых фронту танков Т-34. В кратчайшие сроки при нехватке ряда материалов удалось наладить производство высококачественных моторных отливок.

Если в 1942 г. было произведено 5 тыс. танков, то в 1943 г. – уже 10 тыс. Всего за годы войны было выпущено 40 тыс. танков Т-34. Для сравнения, немцы всего за годы войны выпустили 9 тыс. танков типа «Тигр» и «Пантера». Фашистской Германии темпы, заданные нашим тылом, оказались не по силам.

Во время войны танк Т-34 был тщательно обследован в английской школе танкостроения. Отчет английских специалистов о Т-34 представляет особый интерес. «... Если принять во внимание, что Россия совсем недавно создала тяжелую промышленность и что значительная часть индустриальных районов занята противником, создание и производство таких высококачественных танков в таком большом количестве представляет собой инженерно-техническое достижение самого высокого класса».

Трудно переоценить также то обстоятельство, что превосходная конструкция Т-34 и новая технология получения моторных деталей были разработаны и запущены в серийное производство столь своевременно, буквально накануне войны. Сейчас, когда завеса секретности спадает с оборонных работ того времени, можно рассказать о большом вкладе изобретателей, инженеров в нашу Победу и назвать их имена.

Я горжусь, что в каждом из 40 тыс. танков Т-34, выпущенных во время войны, есть вклад моего отца – Фундатора Владимира Исааковича – заслуженного изобретателя РСФСР, много лет жизни отдавшего развитию литейного производства нашей страны.




© Литейное производство, 2015
e-mail:liteinoe2006@yandex.ru