Интервью Николая Ивановича Беха
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО»
Издательский дом «Литейное производство» выпускает два специализированных научно-технических журнала с периодичностью: «Литейное производство» – ежемесячно, «Металлургия машиностроения» – 1 раз в 2 месяца.
english version главная страница информация для рекламодателей заказать журналы
 
 



Интервью Николая Ивановича Беха,
председателя Редсоветов журналов
«Литейное производство» и «Металлургия машиностроения»

— Николай Иванович, разрешите поздравить вас с юбилеем и пожелать здоровья и новой интересной работы, в том числе, для развития и процветания наших журналов. Расскажите немного о себе, своих учителях.

— Первыми учителями в Киевском политехническом институте были заведующий кафедрой литейного производства, Заслуженный деятель науки и техники Украины, д-р техн. наук, профессор Ващенко Константин Ильич, ведущий специалист в области высокопрочного чугуна. Другой мой учитель – д-р техн. наук профессор Дорошенко Степан Пантелеевич, крупный специалист в области формовочных материалов, собиратель и большой знаток художественного литья.
С 1969 г. я работал на ВАЗе, который стал первым производством, где был внедрен итальянский опыт получения высокопрочного чугуна (ферритного – без термообработки и перлитного – с термообработкой).
В то время на ВАЗе работали лучшие металлурги страны, Евсеев Алексей Сергеевич, главный металлург ВАЗа, лауреат Ленинской премии, Резинских Федор Филиппович.
В 1974 г., когда я был назначен главным инже- нером металлургического производство ВАЗа, мы начали сотрудничать с НИИТавтопромом. Тогда же на заводе были освоены новые процессы получения высокопрочного чугуна модифицированием в форме (Inmold- процесс), с использованием отечественной Ni–Mg–Ce- лигатуры.

— Ваша работа директором КАМАЗа ознаменовалась активным освоением на заводе высокопрочного чугуна. Чем это было продиктовано? Какие результаты получены?

— В 1980 г. я был назначен директором литейного завода КАМАЗ. В то время основные несущие детали грузового автомобиля производились из ковкого чугуна с черной сердцевиной. Технология производства такого чугуна требовала термообработки в течение 36 ч. Частый выход из строя печей для термообработки приводил к остановке конвейера из-за отсутствия отливок.
В короткие сроки мы, практически, с нуля создали на заводе весь комплекс для производства высокопрочного чугуна. Благодаря этому производство деталей из ковкого чугуна было трансформировано в их производство из высокопрочного, начиная от производства лигатуры до полевых испытаний в условиях Крайнего Севера при температуре -50 °С. К 1983 г. завод производил уже более 100 тыс. т высокопрочного чугуна.
За научные достижения и внедрение в произ- водство высокопрочного чугуна награжден Премией Правительства Российской Федерации.

— Я знаю, что вас снова заинтересовали проблемы литейного производства. Расскажите немного об этой сфере вашей деятельности.

— Я никогда не бросал заниматься литейным делом. Являясь председателем совета директоров ОАО «Литаформ», продолжал сотрудничать с НИИТавтопромом, защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертации, стал профессором кафедры литейного производства Политехнического института в Наб. Челнах, и сейчас являюсь председателем совета директоров ОАО «Литаформа», членом диссертационного совета ОАО «ЦНИИТМАШ». Вместе с вами занимаюсь журналами «Литейное производство» и «Металлургия машиностроения».

— Кто, на ваш взгляд, может занять нишу уничтоженных отраслевых НИИ и КБ – аналогичные структуры при крупных автомобильных и машиностроительных заводах, литейные кафедры, вновь создаваемые инновационные и внедренческие фирмы?

— Все вместе. Одним из таких центров мог бы стать Литейный завод КАМАЗа. Проведенная осенью на КАМАЗе научно-техническая конференция по высокопрочному чугуну показала высокий профессиональный уровень специалистов завода и их способность координировать усилия других организаций в этом направлении.

— Некоторое время назад возникла идея объединения ВАЗа и КАМАЗа. Это целесообразно и возможно, ну хотя бы в рамках металлургических производств?

Я считаю, что это возможно в рамках инструментальных, металлургических и заготовительных производств. КАМАЗ уже давно делает заготовки для ВАЗа. На ВАЗе – дефицит литейных мощностей, а на КАМАЗе – их избыток. И там, и там литейное производство требует модернизации литейного оборудования для обеспечения весовой и размерной точности отливок. Это диктуется новыми конструкциями выпускаемых автомобилей.
Конечно же, все это требует серьезных расчетов и проработок, подготовки бизнес-плана.

— Считаете ли вы, что организация общего литейного производства этих двух заводов может стать началом воссоздания в нашей стране Центролитов, сыгравших в свое время существенную роль в развитии отечественного литейного производства и практически исчезнувших в годы перестройки?

— Да, считаю. Очень правильная постановка вопроса Центролиты – это базовые предприятия для литейного производства. В настоящее время станкостроение в России фактически не существует (уничтожено). Станкостроители вынуждены по импорту закупать заготовки станин и других крупных деталей. Восстановление нескольких станколитов, подобных тому что был в Москве, стало бы точкой отсчета восстановления крупного станкостроения в нашей стране Сегодня Ассоциация «Станкоинструмент», возглавляемая ее президентом Паничевым Николаем Александровичем и генеральным директором Самодуровым Георгием Васильевичем, уделяет, этой проблеме особое внимание. Ассоциацией, в которую вошли и специалисты ОАО «Литаформ», оказана серьезная поддержка литейщикам в плане финансирования работ для решения этих проблем.

— Всем известно состояние парка литейного оборудования в нашей стране. Помня, что литейное производство всегда финансировалось по остаточному принципу, на что следует направить те немногие ресурсы, которые могут быть выделены - срочную закупку импортного оборудования или организацию его производства у себя? Если последнее, есть ли у нас для этого возможности?

— Я – сторонник отечественного производства оборудования, так как у нас есть все возможности для организации его производства у нас в стране. Эту работу правильнее было бы организовать в двух направлениях. Собственные конкурентоспособные разработки (формовочные линии и смесеприготовительное оборудование), стержневое оборудование БЕЛНИИЛИТа, плавильное и термическое оборудование. Например, ОАО «Литаформ» обладает собственными разработками, превосходящими по основным показателям оборудование, производимое на Западе. Компания получила целевое финансирование на 2010-2011 г.г. для проведения инжиниринговых работ для производства формовочных линий. Уже начато производство высокотехнологичного смесеприготовительного оборудования. При поддержке Ассоциации «Станкоинструмент», Станкина и ОАО «ЦНИИТМАШ» в 2011 г. мы планируем приступить к изготовлению формовочного оборудования.
Другое направление – создание совместных предприятий с иностранными и компаниями. Положительные примеры также имеются. Это – КАМАЗ и Cummins, ряд других…

— Специалисты считают, что производство обработанных литых деталей может быть очень рентабельным, к тому же, это самый короткий путь от металлургии к машиностроению. Как заинтересовать инвесторов вкладывать средства в такие предприятия?

— Согласен с тем, что поставка обработанных литых заготовок – очень рентабельный бизнес, и у нас есть положительные примеры этого. На том же КАМАЗе организовано производство обработанных литых деталей для экспорта. Есть и другие примеры. Так, в Москве на АЗЛК подготовлены площади (~ 300 тыс. м2 ) для производства автокомпонентов, к их числу, как известно, относятся и литые автомобильные детали. Здесь наиболее полно можно реализовать эту идею. Это прекрасный инновационный проект, возглавляемый Юзвиком Александром Петровичем.

— Вы – выпускник Киевского политехнического института. Наши журналы все эти годы активно поддерживали связи с нашими коллегами в СНГ. Считаете ли вы возможным восстановить прежнюю кооперацию литейных организаций в области науки, технологии, проектирования и производства оборудования, выпуске отливок? Если да, что для этого следует сделать в первую очередь?

— Безусловно, да. Считаю целесообразным и необходимым в рамках этих организаций создать Международный Союз литейщиков, который стал бы центром по координации этой деятельности. Готов принимать в этом участие.
Пользуясь случаем, хотел бы поздравить сотрудников редакции, членов Редсовета, всех читателей и авторов журнала с Новым Годом и пожелать им здоровья, успехов во всех начинаниях, благополучия их семьям.

— Спасибо за интересную беседу.

Интервью взяла И.А. Яскевич

English version

№1 за 2011 год

К списку номеров


© Литейное производство, 2015
e-mail:liteinoe2006@yandex.ru